Родителям о проблеме домашнего насилия

09.04.2024

Воспитание без насилия

Насилие в семье является сегодня одной из важнейших причин, которые способствуют социальному и психологическому нездоровью семьи, лишают ее стабильности и безопасности. Но, как говорится, есть возможность и необходимость проблему предотвратить.

Воспитание - самое важное дело. Главными воспитателями своих детей являются родители. Надо помнить, что личность и поведение ребёнка, его развитие  будет полностью зависеть от родительского воспитания. Хорошее, доброе поведение наших детей порождается только добром. Ненасилие гораздо больше способствует гармоничному развитию ребёнка, чем грубое и чрезмерно строгое обращение с ним. Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребёнку могут порой быть вызваны не проступком ребёнка, а нашей усталостью, неприятностями на работе, раздражением и т.д. Гнев, вылитый на ребёнка ничему его не научит, а только унизит и оскорбит.

Жестокое отношение к детям очень часто вызывает у них не раскаянье, а совсем другие реакции: протест, страх, возмущение, обиду, стремление к обману и изворотливости, снижение самооценки. Такое родительское воспитание приводит к задержке психического развития и социальной дезадаптации ребёнка в будущем.

Конечно, воспитание – дело не лёгкое, но из всех трудных ситуаций надо находить выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более, физических наказаний.

Пренебрежение родительскими обязанностями или жестокое отношение к ребенку означает, что его физическому или психическому здоровью, благополучию наносится ущерб.

Жестокость предполагает нанесение одним человеком другому человеку или иному живому существу страданий, вреда, ущерба, выражающееся в действии или бездействии, в словах, в психологическом воздействии и т. п.

Психологическую сущность жестокости составляют насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками человека, особенно ребенка, унижение его или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям.

Какой урок из этого выносит ребенок?

1.Ребенок не заслуживает уважения.

2.Хорошему можно научиться посредством наказания (оно обычно научает ребенка желанию наказывать, в свою очередь других).

3.Страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать.

4.Насилие — это проявление любви (на этой почве вырастают многие извращения).

5.Отрицание чувств — нормальное здоровое явление.

6.От взрослых нет защиты.

 

Наиболее типичные причины жестокости в семье — это, во-первых, традиции патриархального воспитания. Долгие годы ремень да порка считались лучшим воспитательным средством не только в семье, но и в школе. Вспомните: «Больше тумаков — меньше дураков».

Во-вторых, культ жестокости, пропагандируемый в обществе. Резкие социально-экономические изменения, происходящие в обществе, быстрая переоценка ценностей приводят к тому, что родители часто, оказываясь в стрессовом состоянии, переживают взрыв ненависти к более слабым и беззащитным — детям. «Разрядка от стрессов» зачастую тоже происходит на детях, особенно часто на дошкольниках и младших школьниках, которые не понимают, почему родители на них сердятся.

В-третьих, низкий уровень общественной и правовой культуры нашего общества. Ребенок в таком обществе выступает, как правило, не субъектом взаимодействия, а объектом воздействия. Именно поэтому некоторые родители добиваются своих воспитательных целей именно жестокостью, а не иными средствами.

Подобные методы воспитания и отношения со стороны взрослых усугубляют проблемы интеллектуального развития, ведут к формированию у ребенка трусливости, лживости, возникновению у него комплексов вины, страха, появлению немотивированной агрессии, неадекватной самооценки. Родительская жестокость по отношению к детям порождает в них представление о своей социальной незащищенности,   ненужности,   искажает представление ребенка о том, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок начинает бояться общения со взрослыми, не может найти выход из сложившейся ситуации.

Эффективность применения системы поощрений и наказаний в процессе воспитания может быть достигнута при определённых условиях:

  1. Родители должны быть твёрдыми и последовательными в своих требованиях, а сами требования должны быть разумными, в учётом интересов ребёнка.
  2. Необходимо разъяснять ребёнку, почему тот или иной его поступок требует осуждения.
  3. Родители должны быть справедливы, наказывая ребёнка за проступок. Необходимо прислушиваться к своему ребёнку, стараться понять его точку зрения.
  4. Принимать решения необходимо совместно с ребёнком, давать право принимать решения самостоятельно. Ребёнок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливает сам.
  5. Не предъявлять завышенных требований, не требовать сразу много.
  6. Не действовать сгоряча, прежде чем наказывать ребёнка проанализировать его поведение.
  7. Не злоупотреблять ни наказанием, ни поощрением.

Методы ненасильственного воспитания:

  • Переключение внимания ребёнка на другое занятие;
  • Игнорирование проблемного поведения, если оно не опасно. Это позволяет избежать подкрепления.
  • Акцентировать внимание на конструктивном поведении, игнорируя проблемное;
  • Пересмотреть собственные ожидания.;
  • Изучение собственного поведения;
  • Метод тайм-аута, прекращение текущей деятельности на некоторое время;
  • Использование прикосновений, слова. Выражение родительской любви. Дети любого возраста нуждаются в одобрении.

Помните, ваша любовь, внимание, забота, участие могут помогут вашему ребёнку вырасти полноценной, здоровой личностью.  Помните, что родительское безразличие, душевные раны, полученные от оскорблений и унижений со стороны самых близких людей, не заживают годами, наносят ребёнку непоправимый вред!

 

 

                 

                                  

 

поделиться в: