Воспитание без насилия
Насилие в семье является сегодня одной из важнейших причин, которые способствуют социальному и психологическому нездоровью семьи, лишают ее стабильности и безопасности. Но, как говорится, есть возможность и необходимость проблему предотвратить.
Воспитание - самое важное дело. Главными воспитателями своих детей являются родители. Надо помнить, что личность и поведение ребёнка, его развитие будет полностью зависеть от родительского воспитания. Хорошее, доброе поведение наших детей порождается только добром. Ненасилие гораздо больше способствует гармоничному развитию ребёнка, чем грубое и чрезмерно строгое обращение с ним. Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребёнку могут порой быть вызваны не проступком ребёнка, а нашей усталостью, неприятностями на работе, раздражением и т.д. Гнев, вылитый на ребёнка ничему его не научит, а только унизит и оскорбит.
Жестокое отношение к детям очень часто вызывает у них не раскаянье, а совсем другие реакции: протест, страх, возмущение, обиду, стремление к обману и изворотливости, снижение самооценки. Такое родительское воспитание приводит к задержке психического развития и социальной дезадаптации ребёнка в будущем.
Конечно, воспитание – дело не лёгкое, но из всех трудных ситуаций надо находить выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более, физических наказаний.
Пренебрежение родительскими обязанностями или жестокое отношение к ребенку означает, что его физическому или психическому здоровью, благополучию наносится ущерб.
Жестокость предполагает нанесение одним человеком другому человеку или иному живому существу страданий, вреда, ущерба, выражающееся в действии или бездействии, в словах, в психологическом воздействии и т. п.
Психологическую сущность жестокости составляют насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками человека, особенно ребенка, унижение его или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям.
Какой урок из этого выносит ребенок?
1.Ребенок не заслуживает уважения.
2.Хорошему можно научиться посредством наказания (оно обычно научает ребенка желанию наказывать, в свою очередь других).
3.Страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать.
4.Насилие — это проявление любви (на этой почве вырастают многие извращения).
5.Отрицание чувств — нормальное здоровое явление.
6.От взрослых нет защиты.
Наиболее типичные причины жестокости в семье — это, во-первых, традиции патриархального воспитания. Долгие годы ремень да порка считались лучшим воспитательным средством не только в семье, но и в школе. Вспомните: «Больше тумаков — меньше дураков».
Во-вторых, культ жестокости, пропагандируемый в обществе. Резкие социально-экономические изменения, происходящие в обществе, быстрая переоценка ценностей приводят к тому, что родители часто, оказываясь в стрессовом состоянии, переживают взрыв ненависти к более слабым и беззащитным — детям. «Разрядка от стрессов» зачастую тоже происходит на детях, особенно часто на дошкольниках и младших школьниках, которые не понимают, почему родители на них сердятся.
В-третьих, низкий уровень общественной и правовой культуры нашего общества. Ребенок в таком обществе выступает, как правило, не субъектом взаимодействия, а объектом воздействия. Именно поэтому некоторые родители добиваются своих воспитательных целей именно жестокостью, а не иными средствами.
Подобные методы воспитания и отношения со стороны взрослых усугубляют проблемы интеллектуального развития, ведут к формированию у ребенка трусливости, лживости, возникновению у него комплексов вины, страха, появлению немотивированной агрессии, неадекватной самооценки. Родительская жестокость по отношению к детям порождает в них представление о своей социальной незащищенности, ненужности, искажает представление ребенка о том, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок начинает бояться общения со взрослыми, не может найти выход из сложившейся ситуации.
Эффективность применения системы поощрений и наказаний в процессе воспитания может быть достигнута при определённых условиях:
- Родители должны быть твёрдыми и последовательными в своих требованиях, а сами требования должны быть разумными, в учётом интересов ребёнка.
- Необходимо разъяснять ребёнку, почему тот или иной его поступок требует осуждения.
- Родители должны быть справедливы, наказывая ребёнка за проступок. Необходимо прислушиваться к своему ребёнку, стараться понять его точку зрения.
- Принимать решения необходимо совместно с ребёнком, давать право принимать решения самостоятельно. Ребёнок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливает сам.
- Не предъявлять завышенных требований, не требовать сразу много.
- Не действовать сгоряча, прежде чем наказывать ребёнка проанализировать его поведение.
- Не злоупотреблять ни наказанием, ни поощрением.
Методы ненасильственного воспитания:
- Переключение внимания ребёнка на другое занятие;
- Игнорирование проблемного поведения, если оно не опасно. Это позволяет избежать подкрепления.
- Акцентировать внимание на конструктивном поведении, игнорируя проблемное;
- Пересмотреть собственные ожидания.;
- Изучение собственного поведения;
- Метод тайм-аута, прекращение текущей деятельности на некоторое время;
- Использование прикосновений, слова. Выражение родительской любви. Дети любого возраста нуждаются в одобрении.
Помните, ваша любовь, внимание, забота, участие могут помогут вашему ребёнку вырасти полноценной, здоровой личностью. Помните, что родительское безразличие, душевные раны, полученные от оскорблений и унижений со стороны самых близких людей, не заживают годами, наносят ребёнку непоправимый вред!